wwwGreatFin
Большие финансы

Экономическое содержание межбюджетных отношений

Американский вариант неолиберализма разработан Дж. Гэлбрейтом. Он признает кейнсианскую идею о необходимости воздействия государства на совокупный спрос общества, государственное вмешательство рассматривает как органическое требование индустриальной системы. Практически Дж. Гэлбрейт приходит к выводу, согласно которому развитие производительных сил требует внедрения планового начала в хозяйстве. Важную роль в регулировании спроса он отводит налоговой системе, считая налоги инструментом «антициклической политики». «Это регулирование будет ощутимо только тогда, когда налоги составят значительную часть совокупного общественного продукта». [5, c.46]

Рост налогов Дж. Гэлбрейт связывает с необходимостью финансирования расходов как средства регулирования спроса. Он развил концепцию неоклассиков о «вложениях в человеческий капитал», которые во многом определяют темпы экономического роста. В отличие от неокейнсианцев, он ярый противник бюджетного дефицита, так как это не согласуется с его идеей «балансируемой экономики». Он и против инфляции, ибо она усиливает бедность. Дж. Гэлбрейт за сохранение военных расходов, так как они поглощают часть прироста налоговых доходов. Он считает, что сократить высокий уровень доходов капиталистов можно путем отмены налоговых льгот и ликвидации «лазеек» в налоговых законах.

Однако теория Дж. Кейнса и его последователей, достаточно эффективно действовавшая в 40- 60 годах XX века во многих западных странах, в условиях слабомонополизированных конкурентных рынков, имела ряд противоречий. Основным критерием является критерий, который определяет общественный характер предоставляемого блага. И если это имеет место хотя бы частично, то рынок не сможет привести экономическую систему к социальному оптимуму, а значит, требуется вмешательства государства. [1, c.186]

Дальнейшим развитием теории общественных благ стала теория экономического (фискального) федерализма. Основной постулат теории экономического федерализма основан на утверждении, что децентрализация государственной власти является предпосылкой соблюдения рыночного требования оптимального размещения ресурсов.

Объяснение этой позиции связывается с концепцией внешних эффектов: любое негативное (позитивное) явление на локальном уровне вызовет соответствующую реакцию на региональном и государственном и не только в государственном секторе, но и косвенно в частном. В соответствии с этой концепцией, местное сообщество является базовой единицей экономики государственного сектора и государственных финансов.

Многие современные специалисты в области государственных финансов вслед за такими вышеуказанными классиками, рассматривают фискальный федерализм как идеальную возможность наиболее эффективного предоставления общественных благ с разным «радиусом использования»- собственно, таким образом, происходит распределение компетенций между уровнями государственной власти. Причем, чем ниже уровень власти, тем больше вероятность передачи их функций в частные руки, «включения» рыночных механизмов и повышения эффективности. Соответственно, наибольшую возможность в этой области имеются на местном (коммунальном) уровне.

Ричард Масгрейв связывает теорию фискального федерализма с существованием локальных финансовых сообществ (общин). Во-первых, предоставление общественных благ пространственно ограничено. Соответственно, можно говорить об общественных благах различного радиуса предоставления - большого (например, государственная оборона) и малого (например, детское дошкольное образование). Во-вторых, издержки отдельных потребителей общественных благ тем ниже, чем выше платежеспособный спрос со стороны остальных потребителей, то есть можно говорить о стремлении к пространственному объединению потребителей, обладающими сравнимыми потребностями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8