wwwGreatFin
Большие финансы

Экономическое содержание межбюджетных отношений

Сложные задачи системного преобразования общества и экономики в целях достижения устойчивого развития Казахстана могут быть решены только при наличии эффективной системы управления на всех уровнях государственной власти. Взаимодействие различных уровней власти должно базироваться на общегосударственной стратегии, имеющей четкие цели и задачи. Отсутствие ясного и рационального видения такого рода отношений может негативно отразиться на реализации долгосрочных целей развития страны.

Одним из основных принципов стратегии формирования системы государственного управления была определена децентрализация государственных функций от центра к регионам.

Децентрализация как переосмысление и изменение роли, ответственности и полномочий различных уровней управления является одним из методов достижения эффективности деятельности государства. Последовательное осуществление процесса децентрализации предполагает изучение обширного опыта стран Европы, а также СНГ. Опыт реформ в различных странах, в частности, Центральной и Восточной Европы, СНГ показывает, что децентрализация играет важную роль в процессе демократизации и трансформации экономики и общества. Это сложный процесс, требующий правильного понимания сути децентрализации, продуманности и взвешенности действий, так как он затрагивает различные аспекты жизни общества: политические, правовые, социальные, административные, экономические и культурные. [2, c.26]

В целом исследования в области экономики, посвященные налогово-бюджетному федерализму полностью теоретические, и до настоящего времени не потеряли своей ценности как основа для дальнейших исследований.

Федерализм - понятие одновременно политическое и экономическое. В политическом контексте и с точки зрения государственного права федерализм - это форма государственного устройства, связанная с идеей «базисной демократии» и принципом субсидиарности.

В экономическом - система децентрализованного использования государственных финансов, основанная на рыночном принципе эффективности размещения ресурсов.

Эти два направления тесно взаимосвязаны. Но если первое - в рамках принципа субсидиарности ставит задачу, то второе в рамках теории фискального федерализма пытается эту задачу решить, стремясь определить критерии децентрализации и реализовать эту идею на практике.

Принцип эффективного размещения ресурсов подразумевает оптимальное размещение факторов производства, включая труд, капитал, землю и научный потенциал. Эффективность экономической системы - оценочная категория. В соответствии с распространенной в экономической науке теорией общественного благосостояния основным критерием является удовлетворение индивидуальных предпочтений потребителей на основе критерия оптимальности Паретто. В определенной степени это достигается за счет рыночного ценового механизма, однако иногда рыночные механизмы не срабатывают, возникает необходимость, ликвидировать эти проблемы, что осуществляется государством. В областях, выходящих за пределы компетенции рынка, государство занимается предоставлением, - а в редких случаях и производством - общественных благ. Во-первых, речь идет о товарах и услугах, которые не могут предоставляться рынком, а во-вторых, о товарах (услугах), которые хотя технически и могут предусматривающих регулирование экономики посредством денежно-кредитной политики. По мнению П. Самуэльсона, регулирование спроса должно осуществляться не только на основе изменений в области государственных расходов или налогов, но и посредством манипулирования величиной учетной ставки процента и проведением соответствующих операций на открытом рынке. [1, c.24]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6