wwwGreatFin
Большие финансы

Экономическое содержание межбюджетных отношений

«Неоклассический синтез» - попытка переоценить «старые ценности». П. Самуэльсон объединил макроэкономические методы исследования с микроэкономическими, дополнив кейнсианский подход к изучению роста национального дохода анализом движения цен, заработной платы, прибыли. Он предпринял попытку создать новую теорию государственного монополистического регулирования, в которой особое внимание уделил вопросам распределения национального продукта, а отсюда - и разработке системы трансфертных выплат населению и росту государственных расходов, связанных с его социальными функциями.

П. Самуэльсон известен как автор «чистой теории государственных расходов», которая является развитием концепции «государственных услуг», созданной в XIX- начале XX в. представителями маржиналистской школы. Он ввел в оборот термин «общественное благо», под которым понимает специфичные товары и услуги. Отличие «общественного блага» от частного состоит в том, что потребление каким-то одним членом общества не уменьшает потребительные свойства товара, например, таким товаром является информация. Теория «государственных услуг» поставила вопрос о распределении финансовых ресурсов общества между государственным и частным секторами экономики. Государство должно финансировать экономическую и социальную инфраструктуру, неприбыльную или низко прибыльную для частного сектора. [1, c.43]

Особая природа общественных благ заключается в том, что их потребление может быть совместным и равным: чем больше достается одному домохозяйству, тем больше, а не меньше, достается другому, каждый получает выгоды от общественных благ независимо от того, платит он за них или нет. [3, c.149]

Задача финансовой политики в области «общественных благ» состоит в регулировании их предложения, а основная цель вмешательства - в достижении оптимальности государственных расходов. Достижение же оптимальности в государственном вмешательстве возможно только при наличии у правительства информации о степени общественного благосостояния и о сфере предпочтений каждого члена общества. Подобного рода информация вряд ли приемлема для определения объема и состава государственных расходов.

«Чистая теория государственных расходов», разработанная в основных чертах П. Самуэльсоном, была развита Р. Масгрейвом. Он дополнил абстрактную модель «процесса принятия политических решений» и увязал государственные расходы с налоговым механизмом. «Расходно-налоговый механизм нужен для того, чтобы выделить определенные ресурсы для общественных потребностей и в то же время возложить стоимость этих услуг на индивидуальных лиц, которые хотят, чтобы их потребности были удовлетворены. Поэтому обеспечение общественными товарами должно осуществляться через бюджет».

По Масгрейву в общественных товарах одинаково заинтересованы все члены общества, в действительности же - это противоречие, так как, например, в увеличении военных расходов заинтересованы лишь крупнейшие монополисты. Согласно теории Р. Масгрейва, налогоплательщики добровольно накладывают на себя бремя. Он определил различие между фискальными мерами и мерами, которые необходимо осуществлять правительству для достижения полной занятости, а также автоматических и дискреционных мер в достижении полной занятости. [4, c.107]

Неолиберальное направление западной экономической мысли объединило концепции «смешанной экономики» и «государства всеобщего благоденствия», представители которых пытаются соединить принципы эффективного капиталистического производства со справедливостью в распределении доходов. Они считают, что наиболее эффективной должна быть экономика «смешанного» типа, когда основные отрасли хозяйства принадлежат частному капиталу, а в государственной собственности сосредотачивается экономическая и социальная инфраструктура. Кроме того, в распределении национального дохода большую роль должны играть государственные финансы, которые должны способствовать «выравниванию в доходах».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7