wwwGreatFin
Большие финансы

Функции Банка России в организации эмиссии и обращения наличных денег

В случае перевозки или инкассации наличных денег хозяйствующими субъектами собственными силами руководитель этого хозяйствующего субъекта должен обеспечить сохранность перевозимых наличных денег и предоставить охрану при транспортировке наличных денег».

Таким образом, безопасность налично-денежного оборота должна обеспечиваться не только Банком России, но и сами хозяйствующие субъекты, имеющие дело с наличностью, должны контролировать выполнение данного условия в процессе налично-денежного оборота.

Положением № 318-П Банка России, устанавливающим правила организации наличного денежного обращения, на кредитные организации возложено не реже одного раза в два года проведение проверок соблюдения хозяйствующими субъектами порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

В этой связи, необходимо упомянуть, что Банк России не обладает правом ограничивать сумму подкрепления оборотной кассы учреждений Банка России, необходимую для обеспечения потребностей клиентов, при наличии денежных средств на их счетах. При этом кредитные организации, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 845), не могут определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В качестве меры воздействия Банка России на величину наличного денежного оборота можно назвать установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в рамках одного договора. На данный момент этот размер составляет 100 тыс. рублей.

За нарушение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций к должностным и юридическим лицам применяются меры финансовой и административной ответственности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку согласно ст. 58 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц, Банк России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принимает участие в работе по освобождению кредитных организаций от такой функции контроля.

Описывая шаги в совершенствовании законодательного обеспечения налично-денежного обращения, нельзя, тем не менее, не отметить, что, ориентируясь в своем совершенствовании денежной системы на опыт экономически сильных держав, Банк России не учитывает особенности нашей развивающейся экономики. Многих специалистов смущает даже целевые ориентиры кредитно-денежной политики, в том числе по агрегату М0. Специалистов волнует и отсутствие хорошо продуманной системы анализа состояния денежного обращения и его равновесия.

Также, основные постулаты и предположения в области развития платежных систем мировыми державами были сформированы еще в то время, когда каждая национальная система существовала отдельно, и можно было четко увидеть эти границы. В условиях современной мировой интеграции необходим тщательный анализ и адаптация этих предложений, что возможно только при наличии базы данных по другим, в том числе развивающимся странам, и продуманной системы анализа этих данных с целью формирования наиболее эффективной стратеги действий и выработки альтернативных подходов к оценке и изменению текущего положения в области налично-денежного обращения.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11