wwwGreatFin
Большие финансы

Формирование кредитного рейтинга клиентов ОАО "Нефть-Инфо"

Поскольку, дебиторская задолженность предприятия неоднородна целесообразно ввести ее дробление по нескольким группам риска (с использованием данных реестра старения задолженности и/или кредитного рейтинга дебиторов).

Тогда сумма резерва (и уменьшения в активах величины дебиторской задолженности) может быть вычислена по формуле:

R i = ∑i r i A i j (3.4)

Rj - сумма резерва по i-ой группе задолженностей,

ri - норматив резервирования по данной категории,

Aij - суммарная величина задолженности по j категории.

Правила бизнеса (business rule) - формальная процедура или методика, определяющая типовое управленческое решение в определенной типовой ситуации. Кроме непосредственной практической пользы в принятии "хороших" решений снижающих риск неправильных действий сотрудников, зафиксированные бизнес - правила создают корпоративную базу знаний компании, повышая ее управленческую стоимость.

Автоматизация бизнес-правил (для начала, как обязательный вывод управленческой справки - например, по кредитному рейтингу и величине задолженности компании при решении вопроса об условиях продажи) является весьма полезным свойством информационных систем управления.

Основными параметрами определяющими стандарты (бизнес-правила) предоставления кредита являются:

объем продаж по отдельным группам товаров;

объем инвестиций в дебиторскую задолженность и стоимость привлекаемого для этих целей капитала;

величина невозвратных долгов по дебиторской задолженности.

Стандарты заключаются в минимально допустимых условиях, которые должны выполняться покупателями и задаются стандарты не абсолютными значениями, а некоторыми интервалами, которые служат опорными показателями для менеджеров компании. Отступая от стандарта, с целью увеличения объема продаж менеджер берет риски на себя.

Например, возможны следующие бизнес - правила:

при наборе менее 50 баллов кредит компаниям не предоставляется. Расчеты ведутся в предоплате или по факту;

от 50 до 70 баллов компаниям предлагается ограниченное кредитование, которое может быть выражено в дополнительных условиях (например, в ограничениях на сумму кредита или на отсрочку платежа с последующим жестким контролем срока оплаты);

при более 70 баллах предоставляется кредит на стандартных условиях (определяются рассмотренным выше методом the economic time of credit), а также возможны эксклюзивные условия в случае стратегической значимости конкретного покупателя или предполагаемых экономических выгод в будущем.

В случае неблагополучного положения с погашением дебиторской задолженностью и, вообще, дефиците денежных поступлений в компании могут быть стандартизированы бизнес-правила предоставления скидок и льгот покупателям при досрочной оплате (относительно нормативной допустимой отсрочки).

Чтобы заинтересовать клиентов в предоплате или в своевременном погашении задолженности за поставленные компанией товары, необходимо разработать достаточно привлекательные системы скидок и льгот. Последовательность действий может быть следующей:

Рассчитывается минимально допустимый процент прибыли, при котором бизнес является все еще прибыльным. Минимально допустимый процент прибыли - это отношение годовой прибыли, при которой ваша компания все еще представляет экономический интерес, к годовому объему продаж. Он будет обозначать "нижнюю границу", за которую отступать нельзя. Например, в качестве нижней границы может выступать "точка безубыточности"

Разница между текущим процентом прибыли и расчетным минимально допустимым разбивается на сегменты.

Используя эти сегменты, создается дифференцированная система скидок. Наибольшие скидки предоставляются тем клиентам, которые платят в форме наиболее благоприятной для укрепления финансового положения компании.

В систему скидок может входить:

высокие скидки за предоплату;

дифференцированные скидки за своевременные платежи и платежи, сделанные ранее установленного крайнего срока;

скидку за платежи наличными, поскольку платежи в другой форме сопряжены с издержками обращения, которые уменьшают выручку;

дифференцированные скидки в зависимости от объема закупок.

Рассчитаем бизнес-правила стимулирования досрочной оплаты в отношении ООО "КамЭнергоСтройПром".

Исходные данные:

годовой объем продаж (руб.) - 12 000 000;

текущая прибыль (руб.) - 4 200 000;

текущая прибыль (%) - 35%;

минимально допустимая прибыль (руб.) - 3 240 000;

минимально допустимая прибыль (%.) - 27%;

разница (%) - 8%.

Правила предоставления скидок:

Если по условиям контракта клиент должен оплатить товар не позже чем через 30 дней после поставки (возможный норматив предоставления коммерческого кредита клиентам с высоким рейтингом), а клиент платит досрочно:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6