wwwGreatFin
Большие финансы

Формирование кредитного рейтинга клиентов ОАО "Нефть-Инфо"

С целью минимизации рисков возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности в условиях функционирования предприятия необходимо предпринять комплекс мер, направленных на принятие решения об условиях предоставления кредита. Одной из таких мер является формирование кредитной политики. В ее основе лежит сравнение потенциальных выгод от увеличения объема продаж за счет реализации в кредит со стоимостью обслуживания этого кредита.

Основными элементами кредитной политики являются формирование кредитного рейтинга клиентов и выработка условий коммерческого кредитования.

Формирование кредитного рейтинга клиентов заключается в распределении покупателей по группам риска непогашения дебиторской задолженности. В основу распределения могут быть заложены такие показатели, как: общее время работы с данным покупателем, объем продаж, приходящийся на данного покупателя, объемы и сроки просроченной задолженности по данному покупателю, показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, а также качественная оценка значимости клиента с позиции работающего с ним менеджера.

Кредитная политика подразумевает под собой ответ на вопросы: кому предоставлять кредит, в каких размерах и на каких условиях?

Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна постоянно сравнивать потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления торговых кредитов (стоимость заемного капитала для финансирования своих оборотных средств, стоимость кредитных проверок, дополнительных учетных и управленческих расходов), а также с риском возможной потери платежеспособности.

Основной критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо вследствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).

Найти оптимальную точку в кредитной политике - это значит найти равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа. Либерализация кредитной политики уместна до тех пор, пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с издержками по предоставляемому кредиту.

Средствами поддержки и реализации выбранной кредитной политики являются:

ведение реестра старения дебиторской задолженности

анализ оборачиваемости этой задолженности

формирование кредитного рейтинга клиентов,

выработка критериев предоставления кредитов,

бюджетирование поступлений денежных средств,

введение в систему расчета оплаты туда менеджеров составляющих, связанных с оплатой реализованных товаров.

Ответ на вопрос "кому предоставлять кредит?" в большой степени зависит от риска невозврата кредита или затягивания сроков распоряжения полученными ресурсами. Поэтому распределение покупателей по группам риска является одной из основных задач кредитной политики. Кредитный рейтинг клиентов может быть основан как на формальных, так и на неформальных критериях.

Одним из наиболее распространенных формальных инструментов для решения этой задачи является метод оценки кредитной истории (credit scoring). Он основан на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. Для оценки кредитной истории клиентов можно выделить несколько основных показателей:

общее время работы с данным покупателям;

среднемесячный объем продаж, приходящийся на данного покупателя (АВС-анализ);

показатель оборачиваемости дебиторской задолженности по данному покупателю;

объемы и сроки просроченной дебиторской задолженности;

неформальная оценка значимости клиента работающим с ним менеджером.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется как отношение годового объема продаж к среднегодовому объему дебиторской задолженности. Этот коэффициент показывает, насколько быстро компания собирает деньги с клиента за поставленные товары. Также можно вычислить среднее количество дней от даты отгрузки до даты погашения задолженности, разделив 365 дней на коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Если этот показатель превышает контрактные (или нормативные) условия - платежи поступают с нарушением установленных сроков.

Метод определения оптимального срока кредита (the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос о допустимых условиях предоставления коммерческого кредита.

Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием возросшей дебиторской задолженности

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6