wwwGreatFin
Большие финансы

Анализ межбюджетных отношений в Республике Казахстан и изменений законодательства по бюджетному планированию

К началу 90-х годов бюджетная система и межбюджетные отношения в Республике Казахстан были теми же, что сложились в бытность Советского Союза. Несмотря на то, что СССР являлся федеративным государством, бюджет составлялся на централизованной основе. До 1991 г. бюджетная система СССР объединяла в государственном бюджете страны союзный бюджет, бюджет социального страхования и государственные бюджеты 15 союзных республик, 20 автономных республик и более 53 тыс. местных бюджетов (краев, областей, округов, городов, районов, сельских и поселковых советов). Организация бюджетной системы базировалась в то время на принципах демократического централизма, национальной политики, единства.

Эти принципы господствовали с первых дней советской власти. Вплоть до конца 80-х годов в бюджетах союзных республик концентрировалось от 47 до 49 % бюджетных ресурсов страны, из которых около 2/3 оставалось в республиканских бюджетах и 1/3 - в местных бюджетах. В соответствии с принципом демократического централизма, бюджет нижестоящей организации включался в бюджет вышестоящей, а нижестоящему бюджетному учреждению было запрещено сокращать планируемые расходы или поступления.

Начиная с провозглашения Декларации о государственном суверенитете, Казахстан приступил к выработке собственной бюджетной политики, для которой закладывались новые законодательные основы. Одним из первых законов, принятых суверенной республикой стал Закон РК «О бюджетной системе». Законодательное регулирование межбюджетных отношений в Республике Казахстан начинает свою историю с этого законодательного акта. Этот закон определял, что местные бюджеты независимы от республиканского бюджета. Кроме того, закон запрещал вышестоящим органам вмешиваться в процесс формирования бюджетов нижних уровней, объявлял незаконным изъятие излишков средств, остающихся в местных бюджетах, в республиканский бюджет.

Местным органам власти предоставлялось право самостоятельно решать вопрос о том, как они будут использовать свои средства, независимо от того, из какого источника эти средства получены. Затем был принят Закон «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан» согласно которому местным органам власти - маслихатам было предоставлено право рассматривать и утверждать бюджеты соответствующих административно - территориальных единиц, несмотря на то, что закон декларировал независимость местных бюджетов, бюджеты всех уровней образовывали иерархическую систему, все уровни которой были связаны между собой. Закон бездействовал, и межбюджетные отношения носили скорее императивный характер, нежели экономический. [12, c.36]

Принципы жесткого централизма обусловили следующие характерные черты межбюджетных отношений, особенно отчетливо проявившиеся в Казахстане в 1993-1995 годах:

- стягивание значительной доли финансовых ресурсов в республиканский бюджет;

- деление всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение местных бюджетов и регулирующие, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;

- широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

- субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

- ориентированная на расходы методология формирования местных бюджетов, порождающая у нижестоящих управленческих структур иждивенческие настроения и твердую уверенность в том, что за все в конечном счете отвечает государство;

- ежегодный пересмотр процентных отчислений от регулирующих доходов, предоставляющий неограниченные возможности держать в зависимости нижестоящий орган власти, вынуждая «выпрашивать» дополнительные отчисления от регулирующих доходов.

В 1996 году был принят новый закон «О бюджетной системе», а затем в апреле 1999 года. Последний закон регулировал финансовые отношения, складывающиеся в процессе формирования бюджетов различных уровней. Таким образом, бюджетная система Республики Казахстан включала бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах. Функционирование бюджетной системы было основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней, обеспечивалось соответствующим порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об их исполнении [12, c.32-36].

В рамках проведенных реформ бюджетной системы с 1999 года были усовершенствованы отношения между бюджетами разных уровней: разграничены функции в бюджетной сфере, законодательно утверждено распределение поступлений между республиканским и местными бюджетами, определены направления расходовании из разных уровней бюджетов. Сбалансированность местных бюджетов достигается путем выделения субвенций из вышестоящих бюджетов и осуществления бюджетных изъятий из нижестоящих бюджетов. Осуществлен переход к среднесрочному прогнозированию основных параметров государственного бюджета, местным исполнительным органам предоставлено право осуществлять заимствование в рамках законодательно определенного уровня.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5