wwwGreatFin
Большие финансы

Критерии, используемые налоговыми органами, при отборе организаций для проведения выездной налоговой проверки

. Деятельность на основе договоров, заключенных с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без разумных экономических или иных причин (деловой цели). При этом налоговый орган ориентируются на обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Так, согласно п. 10 этого Постановления налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и мог знать о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Напомним, что в соответствии с п. 1 данного документа под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

. Непредставление налогоплательщиком пояснений по уведомлению налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Если в ходе проведения камеральной налоговой проверки будут выявлены ошибки в налоговой отчетности и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлено несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе налогового контроля, то налогоплательщику направляется уведомление по форме, приведенной в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Данное уведомление содержит требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Отсутствие без объективных причин таких пояснений является основанием для включения налогоплательщика в план выездных проверок.

. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами). Неоднократным признаются два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица.

. Значительное отклонение (в сторону уменьшения на 10% и более) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для определенной сферы деятельности по данным статистики. Расчет рентабельности продаж и активов приведен в Приложении 4 к Концепции. Так, рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат отрицательный, имеет место убыточность. Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. Если сальдированный финансовый результат отрицательный, также имеет место убыточность. Нужно отметить, что расчет рентабельности должен производиться с использованием данных бухгалтерского учета и, значит, по результатам деятельности налогоплательщика в целом. В некоторых случаях, нарушая данную методику, налоговый орган приводит расчет по единичной сделке с использованием произвольных величин. В таких ситуациях необходимо обращаться за поддержкой в суд (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 N 09АП-4440/2010-АК).

Перейти на страницу: 1 2 3