wwwGreatFin
Большие финансы

Анализ исполнения расходной части бюджета в 2008 году

В 2008 г. продолжалась тенденция последних лет к увеличению финансирования из Фонда компенсаций. Общая сумма субвенций из этого фонда выросла по сравнению с 2007 г. с 0,43% до 0,51% ВВП. Данная тенденция объясняется разграничением полномочий между уровнями бюджетной системы и стремлением федерального центра финансировать федеральные мандаты в полном объёме.

После резкого роста Фонда софинансирования социальных расходов с 0,04% ВВП в 2004 г. до 0,12% ВВП в 2005 г., вызванного «монетизацией льгот» (значительную долю в расходах Фонда составили субсидии на частичное возмещение расходов на осуществление мер социальной поддержки), наблюдается постепенное снижение объёма данного вида трансфертов в 2006-2008 гг. В 2008 г. доля субсидий на софинансирование социальных расходов в ВВП снизилась на 0,01% по сравнению с 2007 г. и составила 0,09% ВВП. Объём субсидий, выделенных из федерального бюджета на рефинансирование региональных и муниципальных финансов, практически не изменился и составил около 0,01% ВВП. Доля субсидий региональным бюджетм на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований осталась на уровне 2007 г. и составила 0,02% ВВП.

В качестве положительной тенденции следует отметить снижение в 2008 г. доли дотаций на обеспечение мер по поддержанию сбалансированности региональных бюджетов с 0,17% до 0,11% ВВП. Также положительным фактом является полное прекращение использования в практике межбюджетных отношений такого инструмента как передача средств по взаимным расчётам. Данный инструмент межбюджетных отношений являлся одним из самых непрозрачных [28].

Рассматривая вопросы, связанные с финансовыми взаимоотношениями между федеральным центром и регионами нельзя не отметить появление в Бюджетном кодексе РФ нового вида трансфертов в 2008 г. Речь идёт о статье 138.1 БК РФ, определяющей понятие субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ. Данный вид субсидии определяется как межбюджетный трансферт, предоставляемый федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ в целях софинансирования исполнения расходных обязательств РФ, возникающих при выполнении полномочий, отнесённых к компетенции органов государственной власти РФ.

В 2008 году продолжалась практика по пересмотру Закона о федеральном бюджете и увеличению объёма изначально предусмотренных сумм финансовой помощи регионам. Объём дополнительной (не предусмотренной в начале финансового года) помощи составил около 168 млрд. руб. В процентах к ВВП объём дополнительной помощи вырос в 2008 г. в 2 раза по сравнению с 2007 г. - до 0,4% ВВП [15].

В качестве примеров практики выделения дополнительной финансовой помощи можно привести следующие решения:

· дотации на сбалансированность региональных бюджетов были увеличены в течение 2008 г. с 31 млрд. руб. до 46 млрд. руб., т.е. на 48%;

· субсидии на возмещение с/х товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам увеличены с 27 млрд. руб. до 34 млрд. руб., т.е. на 25%;

· субсидии бюджетам субъектов РФ для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства увеличены с 5,9 млрд. руб. до 7,8 млрд. руб., т.е. на 33%;

· субсидии бюджетам субъектов РФ на мероприятия по обеспечению жильём иных категорий граждан на основании решений Правительства РФ были увеличены с 328 млн. руб. до 1,7 млрд. руб., т.е. на 509%.

В сумме дотации на сбалансированность и дополнительные средства по другим каналам финансовой помощи составили порядка 18% от общего объёма межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета регионам в 2008 году.

Глава 3 Разработка мероприятий по повышению эффективности бюджетной политики России

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7