wwwGreatFin
Большие финансы

Совершенствование администрирования крупных налогов для целей повышения результативности и эффективности контроля уклонения от их уплаты

Сложившаяся на сегодняшний день система учета и контроля налогоплательщиков ограничивает возможности налоговых органов при осуществлении контроля уклонений налогоплательщиков от уплаты налогов, а система налогового администрирования затрудняет отслеживание различных схем ухода от налогообложения. Поэтому предлогается проведение целого ряда мероприятий по совершенствованию налогового администрирования наиболее крупных налогов для повышения результативности и эффективности контроля уклонений от налогов.

Сокрытие фонда оплаты труда путем применения так называемых «конвертных схем» происходит в большинстве случаев не столько из-за высоких ставок обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), сколько из-за отчислений в социальные внебюджетные фонды. Работодателю в конечном итоге не так важно, по какой ставке и в каком размере уплачивают налоги его наемные работники. Установление плоской шкалы ставок НДФЛ и регрессивной шкалы ЕСН, как показала практика, не смогли разрушить систему «конвертной» зарплаты. Тогда налоговые органы совместно с местной администрацией стали применять чисто административные меры, создавая комиссии по легализации заработанной платы.

Есть и другие эффективные меры по борьбе с «конвертной» зарплатой.

. С 1января 2009 г. увеличился предел заработной платы до 4 330 рублей и увеличились стандартные налоговые вычеты: ежемесячно в сумме 1 000 руб. на каждого ребенка действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб.; вычет в сумме 400 руб. действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года превысит 40 000 руб. Несмотря на принятые изменения, считаем необходимым дальнейшее увеличение минимального размера оплаты труда до научно-обоснованного прожиточного минимума, а также пересмотреть в сторону увеличения стандартные налоговые вычеты до уровня минимального размера оплаты труда.

. Принятие законодательных мер по контролю за движением наличных денежных средств. В настоящее время такой контроль в стране весьма ослаблен, что позволяет обналичивать денежные средства сверх установленных норм и создавать условия выплаты зарплаты в конвертах. Установленная обязанность коммерческих банков контролировать движение наличных средств и соблюдение действующих нормативов по существу не может быть и фактически не является эффективной.

. Совершенствование методики выявления фактов уклонения от уплаты налогов с фонда оплаты труда путем определения совокупности признаков их применения:

выплата премий за нетрудовые результаты вместо зарплаты;

заключение гражданско-правовых, договоров вместо трудовых;

аренда персонала по договору аутстаффинга;

уровень зарплаты вновь пришедших работников в несколько раз ниже, чем на предыдущем месте или ниже среднестатистического, а также ниже величины прожиточного минимума;

регулярная выдача значительной части денежных средств «под отчет» приблизительно в дни получения зарплаты и др.

. Законодательное установление соответствия ставок по зарплатным налогам. Возникает необходимость более тесной связи ставок ЕСН с прогрессией ставок НДФЛ. Весьма важно, чтобы верхняя планка прогрессии ставки была не ниже 24%, т.е. корреспондировалась бы со ставкой налога на прибыль. С 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль организаций установлена 20 %, с 1 января 2010 г. планируется заменить ЕСН страховыми взносами и увеличение ставки до 36 %. Единую ставку НДФЛ следовало бы сохранить только по тем видам деятельности, где действительно сохраняется возможность сокрытия доходов в связи с существующими реальными сложностями налогового контроля, например, в таких видах деятельности, как сдача в наем помещений, автоперевозки,, индивидуальная трудовая деятельность и др.

. Используя опыт развитых стран, предлагается определять истинные доходы конкретного налогоплательщика, осуществляя контроль за его расходами. Необходимо обязать определенные (рисковые) группы физических лиц ежегодно составлять и представлять в налоговые органы декларацию об имеющемся в их распоряжении имуществе, включая денежные средства, как в наличной форме, так и на счетах в банках, а также о полученных в истекшем году доходах и произведенных крупных расходах.

Особое значение имеет реализация комплекса мер, связанных с повышением эффективности контроля уклонений от уплаты НДС, обеспечивающего большую часть поступлений в доход федерального бюджета. На сегодняшний день сложилась устойчивая динамика опережения темпа роста налоговых вычетов над темпами роста начислений по объектам облагаемым НДС, резкого увеличения сумм налога, заявляемых экспортерами к возмещению, и фактически возмещенных сумм налога. Все это свидетельствует об увеличении числа посреднических структур в производственно-хозяйственной цепочке, цель которых приведение в действие схем уклонения от налогов. Назовем следующие мероприятия, повышающие результативность контроля НДС.

Перейти на страницу: 1 2