wwwGreatFin
Большие финансы

Понятие и структура федеральной целевой программы

Федеральные целевые программы (ФЦП) могут рассматриваться как один из важнейших инструментов реализации активной политики повышения конкурентоспособности.

Особенно значимой представляется реализация таких ФЦП, которые обеспечивают существенный мультипликативный эффект для расширения деловой активности частного бизнеса, когда инвестиции частных предприятий (в том числе, в регионе, в отрасли) сдерживается из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и высоких издержек входа на рынок.

"История" российских федеральных целевых программ насчитывает уже десять лет, однако как процессы их формирования и исполнения, так и достигнутые в их рамках результаты представляются весьма спорными[8].

Уровень бюджетных расходов на ФЦП не превышает 9% от общего объема непроцентных расходов федерального бюджета (без учета ЕСН).

В последние годы в общем объеме бюджетных расходов на ФЦП сокращается удельный вес финансирования программ, которые можно условно отнести к разделу "Экономика". В то же время именно "экономические" программы обладают наибольшим потенциалом по привлечению внебюджетного финансирования.

ФЦП - это инструмент реализации, прежде всего, долгосрочной экономической политики государства. В то же время период реализации большинства действующих целевых программ составляет не более 5 лет.

Ориентированность программ на перспективу носит условный характер и не создает значимых ориентиров для хозяйствующих субъектов, так как их финансирование даже на период 3-5 лет мало предсказуемо.

Существующая практика разработки ФЦП не предполагает определения вариантов (сценариев) реализации программы в случае изменения условий ее финансирования.

Сохранение большого числа программ и подпрограмм связано с усилением лоббистской борьбы за ресурсы федерального бюджета, идущие на финансирование ФЦП, со стороны министерств и ведомств, а также регионов.

Министерства и ведомства стремятся "защитить" в рамках определенной ФЦП или подпрограммы бюджетные расходы по некоторому направлению (которое может и не требовать применения программно-целевых методов и вполне может финансироваться в рамках непрограммной части бюджета).

Субъекты Федерации, инициируя региональные программы со статусом ФЦП, рассчитывают получить дополнительные ресурсы из федерального бюджета.

Целевые программы крайне неоднородны по объемам финансирования: есть ограниченное число "программ-гигантов" и множество "программ-карликов".

В 2003 г. на пять крупнейших целевых программ (объем финансирования каждой - более 5 млрд. руб.) пришлось примерно 50% от объема запланированного бюджетного финансирования на все ФЦП, тогда как на 25 самых "мелких" программ (объем финансирования каждой не превышал 1 млрд. руб.) было отведено 5%.

Возникают сомнения, что "малобюджетные" ФЦП действительно могут способствовать эффективному решению крупнейших проблем федерального уровня.

Важнейшим "свойством" целевых программ представляется возможность способствовать привлечению дополнительных (внебюджетных) средств к их реализации.

Перейти на страницу: 1 2 3