wwwGreatFin
Большие финансы

Исследование эффективности использования инструментов регулирования налично-денежного обращения

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Степень эффективности налично-денежного обращения можно охарактеризовать двумя показателями:

. Снижение темпов инфляции (или таргетирование инфляции).

. Достаточность наличных денег для потребностей экономических агентов

В течение исследуемого периода Банк России каждый год объявлял о том, что главная цель кредитно-денежной политики - снижение уровня инфляции и стабильность национальной валюты, поясняя это тем, что «стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения».

При этом ежегодно назывались цифры, которые так и не были достигнуты ни в одном году. В таблице 3.1 показаны планируемые уровни инфляции и реальные.

Таблица 3.1 Уровень инфляции, %

Годы

Прогнозируемый уровень

Реальный уровень

2009

7,5-8,5

10,9

2010

7-8,5

9

2011

6,5-8,0

11

2008

6-7

13,5

Расхождение плана и реальности особенно велико в 2008 году, в период наступления мирового кризиса. Но еще в 2011 году уровень инфляции возрастает на 2% по отношению к предыдущему году, а Банк России уверенно ставит на 2008 год еще более низкую планку по сравнению с 2011 годом.

При этом Банк России уверяет, что намерен применить и применяет все имеющиеся в его распоряжении инструменты для регулирования инфляции и осуществления заявленных целей.

Рассмотрим эффективность применения этих инструментов с точки зрения воздействия на инфляцию и осуществления потребностей всех экономических агентов.

При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле - это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение. Таким образом, согласно данных таблицы 3.1 можно говорить о неэффективности использования инструментов регулирования налично-денежного предложения и всей денежно-кредитной политики.

К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки.

Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени. Таким образом, до 2008 года временной принцип разработки кредитно-денежной политики, позволяющий максимально использовать все инструменты регулирования денежного предложения не применялся.

Рассмотрим инструменты, с помощью которых Банк России может воздействовать на объем наличных денег в экономике:

1. Купля-продажа государственных ценных бумаг;

2. Купля продажа иностранной валюты;

Перейти на страницу: 1 2