wwwGreatFin
Большие финансы

Совершенствование процесса формирования и развития межбюджетных отношений в Республике Казахстан

За годы независимости в условиях глобальных измерений мировой обстановки Казахстан пережил радикальную трансформацию общественно-политического строя. За прошедший период были заложены основы современного демократического устройства страны, осуществлена либерализация цен и всех экономических отношений, сформирована многоукладная экономика путем преобразования большей части государственной собственности в частную, созданы рыночные структуры и инфраструктуры [32].

Дальнейшее развитие межбюджетных отношений в Республике Казахстан в условиях поскризисного развитие и восстановления экономики республики возможно, но только путем реформирования бюджетной системы, а в особенности той ее части, что касается сферы межбюджетных отношений.

Для этого можно рекомендовать следующие меры:

- достижение умеренной децентрализации бюджетных полномочий;

- обеспечение конкуренции между областями республики за инвестиции при недопущении конкуренции в налоговой сфере;

- повышение эффективности системы предоставления межбюджетных трансфертов;

- совершенствование распределения налогов между всеми уровнями бюджетной системы;

- финансирования на уровне социальных гарантий

- стимулирование регионов к выходу на финансовую самодостаточность;

- снижение количества субвенциарных регионов;

- сокращение встречных финансовых потоков между уровнями бюджетов;

- обеспечение максимально возможного выравнивания уровня социально- экономического развития территорий;

- гарантирование всем гражданам независимо от места их проживания минимума бюджетного обеспечения.

При определении стратегии реформирования межбюджетных отношений необходимо сделать выбор между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В рамках «бюджетного разделизма» экономическая эффективность означает создание стимулов для рационального использования бюджетных ресурсов властями разных уровней, а социальная справедливость предполагает обеспеченность на всей территории страны определенного минимума социальных гарантий.

Ориентация на экономическую эффективность требует сокращение территориального перераспределения бюджетных ресурсов, но тогда появятся «вымирающие» регионы. Если же всем давать «по потребности» (пусть и минимальной), тогда незачем прилагать усилия по развитию территории, экономии бюджетных средств [33, c.70].

Успехи макроэкономических реформ, реализованных к настоящему времени в Казахстане, создают благоприятные условия для смещения акцента на политику развития регионов как важный и перспективный инструмент повышения общего уровня социально-экономического развития страны, потенциал которого до сих пор использовался не в полной мере.

Определенные меры в этом направлении правительством страны уже предпринимаются. В 2006 году был разработан программный документ, в котором излагаются основные контуры в будущей региональной стратегии развития Казахстана - «Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года».

В составе правительства РК планируется определение (создание специального уполномоченного органа по территориальному планированию, который бы координировал вопросы территориального развития, согласовывал действия центральных и местных исполнительных органов, занимался совершенствованием механизмов финансирования развития территорий) [32].

Как известно базовым элементом экономической самостоятельности местных органов власти является его бюджетная самостоятельность. Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней закреплен в статье 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан. Самостоятельность бюджетов разных уровней обеспечивается установлением стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней, наличием собственных источников доходов, правом всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходов и источники покрытия дефицита, а также недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов.

Обеспечение же финансовой самостоятельности местных бюджетов в современных условиях представляется сложным по ряду причин. Одна из этих причин - ограниченные финансовые возможности бюджетной системы, другая - неравномерность распределения налогооблагаемой базы по регионам республики и непосредственно внутри регионов [34, c.107].

В Казахстане в настоящее время, доля местных налогов в общем объеме доходов местных бюджетов очень невелика и составляет около 10-15%. В целом, бюджетная система страны, несмотря на ряд, успешно проведенных реформ, продолжает оставаться сильно централизованной.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6