wwwGreatFin
Большие финансы

Этапы формирования межбюджетных отношений в Республике Казахстан

При четком разграничении предметов ведения (государственных функций) между уровнями власти, все три вида государственных полномочий, а именно, полномочия по нормативно-правовому регулированию, финансовому обеспечению и исполнению - оказываются закрепленными за каким-либо одним уровнем власти.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что бюджетная система в узком смысле определена как «совокупность бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан». В широком смысле бюджетная система является совокупность особых экономических отношений, сформированных в бюджетном процессе с целью функционирования бюджетов различных уровней управления и Национального фонда [3, с. 10].

Таблица 12. Сравнительная таблица недостатков унитарной и федеративной форм правления

Унитарная форма

Федеративная форма

1. Отсутствие гибкости. Единое правительство не имеет возможности чутко реагировать на региональные особенности.

1. Дублирование. Редко полномочия между уровнями власти в государстве разделяются настолько четко, что полностью удается избежать дублирование одной и той же деятельности и соответственно получения никому не нужных результатов. Унитарное государство способно осуществлять более жесткий контроль и сводить такого рода дублирования к минимуму.

2. Неясность с ответственностью. На верхнем уровне могут посчитать, что вопрос решается на нижнем, а на нижнем счесть, что им занимаются наверху, и в результате некоторые проблемы остаются нерешенными.

2.Неповоротливость бюрократической машины. Когда провидение государственных программ на территории всей большой страны ложится на плечи одного органа управления, его административная структура становится слишком громоздкой, чтобы эффективно осуществлять свои функции. Все это делает аппарат управления дорогостоящим, не способным учитывать интересы регионов и граждан.

3. Национальное единство. Приверженность нижних уровней к независимости может противоречить идее национального единства и желанию поддерживать проводимую государственную политику.

4. Вмешательства в дела внутреннего общего рынка. Органы власти субъектов федерации, обладая достаточной самостоятельностью, могут препятствовать свободной торговле, пересечению границ в стремлении защитить местных производителей. У федеральных властей должны быть средства борьбы с этим, нередко возникающем явлением для того, чтобы защитить экономические рынки от посягательств субъектов федерации.

5. Не самый высокий уровень обслуживания общества. Конкуренция между органами власти субъектов федерации может привести к тому, что бюджетные ассигнования и предоставление соответствующих услуг обществу не будет оптимальными для государства в целом.

Примечание: составлено на основе источника [4] Брайчева Т.В. Государственные финансы: Учебное пособие. -СПб.: Питер 2008

Согласно Бюджетному кодексу Республике Казахстан в бюджетную систему включены следующие виды и уровни бюджетов:

- государственный бюджет;

- республиканский бюджет;

- областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;

- бюджет района (города областного значения). [18]

По бюджетному законодательству все виды и уровни бюджетов являются самостоятельными. В структуре бюджетной системы страны рассматриваются также Чрезвычайный государственный бюджет и Национальный фонд республики Казахстан (рисунок 1).

Центральное место в бюджетной системе страны занимает республиканский бюджет, который на соответствующий финансовый год утверждается законом Республики Казахстан. Новый Бюджетный кодекс РК определяет республиканский бюджет как централизованный денежный фонд, который формируется за счет налоговых и других поступлений и предназначен для финансового обеспечения функций центральных органов государственной власти, а также для реализации общереспубликанских направлений государственной политики [12, с. 36].

Рисунок 1. Бюджетная система Республики Казахстан

Примечание: составлено на основе источника [12] Дуйсенгалиева. М. Этапы формирования бюджетной системы Казахстана и дальнейшие направления укрепления финансовой дисциплины //Финансы Казахстана, 2006, №5/6

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6