wwwGreatFin
Большие финансы

Типы финансовой политики

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и рациональную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, оно включает денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства [4,с.430].

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения числа налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Надо отметить, что указанные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования. Это приводит к их конвергенции в современных условиях.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления). Адекватно цели строился и финансовый механизм. Основной его задачей было создание инструментов изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Такое изъятие производилось у предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулировало его финансовый механизм. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода[4,с. 432].

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога и путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий. Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы. Их удельный вес в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. Поэтому уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования. Расходы бюджетов также определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом. Управление финансами производилось из единого центра - Министерства финансов.

Перейти на страницу: 1 2 3