wwwGreatFin
Большие финансы

Разработка политики по работе с дебиторами

Одним из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка политики коммерческого кредитования предприятия. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде отсрочки платежа. Существуют три типа такой политики (таблица 3.10.)

Учитывая проблемы с платежеспособностью, которые возникли у предприятия, как было выяснено в предыдущей главе, а также учитывая рост дебиторской задолженности в течение анализируемого периода можно сделать вывод о том, что предприятие проводило 3 тип политики коммерческого кредитования (агрессивная или мягкая политика).

В дальнейшем предприятию рекомендовано следовать направлениям деятельности согласно описанному выше второму типу политики (умеренный тип), что поможет предприятию достичь стабильности финансового состояния и сохранить его в течение длительного времени.

Условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политик и включают следующее:

Сроки отсрочки платежа покупателям. Дифференциация сроков по периодам и покупателям способствует повышению спроса на продукцию;

Размеры коммерческого кредита, предоставляемого различным покупателям;

Размеры скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после ее отгрузки;

Механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции покупателями; определяется прежде всего положениями Гражданского кодекса РФ, учитывает покупателей и виды продукции, должен возмещать все виды потерь предприятия;

Таблица 3.10 - Типы политики коммерческого кредитования предприятия

Тип политики

Цель

Направление деятельности

Возможные последствия

1. Консервативная или жесткая. Риск - минимальный.

Платежес-пособность и рентабельность на заданном уровне

1.Отсрочка платежа только надежным покупателям. 2. Жесткие условия отсрочки платежа: минимальный размер и сроки, высокая стоимость. 3.Жесткий контроль за дебиторской задолженностью, ее сроками, порядком взыскания.

Положительные: стабильность объемов, финансового состояния и результатов до определенного момента Отрицательные: Потеря рынков, отставание от конкурентов, снижение платежеспособности, ликвидности и рентабельности

3. Агрессивная или мягкая. Риск - большой.

Расширение объема продаж, завоевание рынка

1. Максимальное расширение отсрочки платежа и предоставления скидки. 2. Льготные условия отсрочки платежа: увеличение срока, размера, снижение стоимости кредита, возможность пролонгирования

Положительные: Рост объема реализации, завоевание рынков, создание потенциальных возможностей роста прибыли Отрицательные: Значительное отвлечение оборотных средств, снижение ликвидности и платежеспособности, увеличение затрат на взыскание долгов, снижение эффективности активов, увеличение длительности финансового и операционного циклов.

Доля отсрочек платежа, оформляемая векселями, и условия векселей; определяется прежде всего вексельной политикой предприятия;

Меры, принимаемые для взыскания просроченной задолженности; от них зависит сумма средств, которые будут использоваться на эти цели, в том числе и на безнадежные долги.

Учитывая факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам, составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим группам:

Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки);

Просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);

Просрочка от 31 до 90 дней ( от 1 до 3 месяцев);

Просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

Просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

Просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Перейти на страницу: 1 2 3