wwwGreatFin
Большие финансы

Выполнение финансового плана

Рассмотрим подробнее бюджет продаж (прилож.1).

Он планируется исходя из товарных групп. Берется 4 основные товарные группы и средняя цена внутри товарной группы.

Планирование продаж происходит исходя из спроса на продукцию (возьмем хотя бы предновогодние месяцы - объем продаж запланирован меньше, чем в других месяцах, как и цены на продукцию). Необходимо отметить, что при формировании этого бюджета не составляется график ожидаемых поступлений денежных средств от продаж, не рассчитываются индексы от продаж в предшествующие периоды. В основном идет ориентация на ожидаемый индекс инфляции (примерно 1 % в месяц) или на объем продаж того же периода в прошлом году. Кроме того, берутся средние цены по всей группе, хотя в каждой группе товаров изменение цен может быть различным (на одну марку может не быть увеличения, а на другую, наоборот, резкий рост цен). Не учитывается конъюнктура рынка, цены поставщиков. Из всего этого можно сделать вывод, что данные этого баланса необъективны.

Далее рассмотрим, как составляется на предприятии бюджет затрат на закупку продукции у поставщиков. Бюджет затрат на закупку учитывает не издержки обращения, а стоимость оплаченных у поставщиков товаров по закупным ценам.

Перспективный баланс в ООО "Русторг" не составляется. Но, если бы он составлялся на основе полученных данных, то был бы таким же необъективным, т.к. полученные значения оказались нереальными.

Мы рассмотрели систему планирования в ООО "Русторг", которую в общем-то трудно назвать бюджетированием, и выяснили, что на предприятии составляется только три бюджета: бюджет продаж, бюджет затрат на закупку продукции, а также прогноз отчета о прибылях и убытках. Но не составляется график ожидаемых поступлений денежных средств от продаж, график выплат денежных средств поставщикам за товары. Не составляются и другие виды бюджетов: бюджет запасов, бюджет затрат на оплату труда, бюджеты управленческих и коммерческих расходов, бюджет выплаты налогов, прогнозный баланс, а также один из важных бюджетов БДД - бюджет движения денежных средств.

Причина необъективности бюджета состоит в том, что при составлении бюджета анализируется прошлый опыт предприятия, а не составляется реальный, пригодный для использования план. Ошибка в данном случае состоит в том, что отсутствует планирование как таковое, а проводится анализ, который выдается за бюджетирование (т.е. не соблюдаются сроки планирования, которое заканчивается тогда, когда в нем уже нет необходимости).

Далее мы также рассмотрим, как маркетинговые исследования могли бы повлиять на составление плана продаж.

План продаж должен осуществляться с учетом уровня спроса на продукцию компании, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов. Вот почему при составлении плана в первую очередь необходимо опираться на маркетинговые исследования.

В ООО "Русторг" нет ни службы маркетинга, ни специалиста по маркетингу, поэтому никто не собирает сведений о рынке, покупателях, конкурентах, сезонности. То есть в принципе знания об этом у руководства имеются, но это нигде не выражается документированно, поэтому и не используется в работе служб.

Проведем анализ цен за последние 4 года в зависимости от сезона (по прайс - листам ООО "Русторг"). В качестве количественных величин мы возьмем не цены (т.к. предприятие реализует множество наименований продукции и взять какую-либо цену не представляется возможным), а индекс цен (Ср. цена за определенный период : Ср. цена на все товары за год). Цель - определить, как в зависимости от сезона, праздников и других событий менялись цены за период.

Таблица 1 - Анализ сезонности цен за 2004 г. - 2007 г.

Месяц года

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Средняя цена по всей продукции за год

105,1

145,9

209,0

231,4

Январь

1,09

1,1

1,08

1,12

Февраль

1,15

1,34

1,21

1,23

Март

1,28

1,34

1,24

1,31

Апрель

1,1

0,84

0,93

0,98

Май

1,19

1,27

1,28

1,19

Июнь

1,0

0,75

0,71

0,82

Июль

1,2

1,0

1,15

1,16

Август

1,31

1,25

1,22

1,24

Сентябрь

0,97

0,95

0,93

0,91

Октябрь

0,79

0,99

0,73

0,8

Ноябрь

1,05

1,11

1,15

0,95

Декабрь

1,09

1,1

1,13

-

Перейти на страницу: 1 2 3