wwwGreatFin
Большие финансы

Государственная политика финансовой поддержки промышленных предприятий в посткризисный период

шире использовать новые схемы сотрудничества государственного и частного секторов, определенные Законом Украины "О государственно-частном партнерстве" (в развитых странах такие схемы действуют, например, в угольной отрасли, когда государство субсидирует предприятия на 20-30% необходимых капиталовложений исключительно для внедрения новых технологий, а остальные денежные средства предоставляют инвесторы; переход к такому способу финансирования проектов возможен лишь при условии совершенствования тарифной политики на рынках естественных монополий в отраслях энергетики, транспорта и связи и требует системных, а не косметических преобразований);

позволить привлекать к разведке и добыче углеводородов, нефти и газа частных инвесторов (сегодня на рынке поиска, освоения и разведки этих ресурсов доминируют государственные предприятия, доля которых составляет 94%).

Особое внимание следует уделить контролю за целевым использованием налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Украины, и за их влиянием на конкуренцию и международную торговлю. В частности, необходимо:

предоставлять налоговые льготы на основе конкретного соглашения между уполномоченным органом и налогоплательщиком, которое должно предусматривать встречное обязательство налогоплательщика относительно целевого использования денежных средств, сэкономленных в результате предоставления льгот;

определять оптимальный срок предоставления налоговых льгот, которым должен быть нормативный срок окупаемости инновационно-инвестиционного проекта;

ввести мониторинг эффективности налоговых льгот, предоставляемых субъектам хозяйствования, позаимствовав опыт некоторых стран ЕС (в частности, Великобритании), где есть мощные министерства финансов, а в каждом отраслевом министерстве есть официальный уполномоченный министерства финансов в ранге заместителя министра или начальника главного управления, отвечающий за целенаправленное и эффективное использование денежных средств; в случае нарушения их целевого использования предприятие обязано определить прибыль, которая осталась не обложена налогом в связи с предоставлением налоговых льгот, и обложить ее налогом в текущем налоговом периоде, а также уплатить пеню в размерах и за период, которые установлены законодательством Украины.

С целью совершенствования механизма государственной финансовой поддержки промышленности упомянутой программой экономических реформ предусмотрено принять проект Закона Украины "О государственной помощи предприятиям реального сектора экономики", в котором должны быть зафиксированы формы, принципы и критерии предоставления государственной финансовой помощи; порядок статистического и бухгалтерского учета совокупной государственной поддержки (финансовых ресурсов, образующихся в том числе при получении налоговых льгот, удешевлении стоимости банковских кредитов и др.), а также вызванных ею потерь и выгод бюджетов и налогоплательщиков с учетом фактора времени (в том числе с дисконтированием разновременных потерь и выгод); механизм оперативного мониторинга предоставления, эффективности и результативности использования государственных финансовых ресурсов. Принятие этого законопроекта будет способствовать упорядочению процессов предоставления государственной финансовой помощи субъектам хозяйствования, преодолению практики фрагментарного решения комплексных проблем и использования методов избирательного административного влияния на те конкретные ситуации, которые выступают проявлением более широких процессов и требуют не разового вмешательства, а системного решения.

промышленный политика финансирование инвестиционный

Заключение

В заключение следует заметить, что в посткризисный период необходимо изменить акценты в государственной политике финансовой поддержки промышленных предприятий. Основными приоритетами этой политики должны стать сохранение и усиление промышленного и технологического потенциалов будущего экономического роста. Для ее реализации важно изменить критерий выбора объектов для государственной финансовой поддержки - перейти к адресной поддержке субъектов хозяйствования, которые имеют национальное стратегическое значение, владеют высокотехнологичным потенциалом и производят продукцию, которая в перспективе может быть конкурентоспособной на мировых рынках и приносить доход. Для этого целесообразно создавать государственные реестры высокотехнологичных товаров промышленного комплекса и высокотехнологичных промышленных предприятий.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10