wwwGreatFin
Большие финансы

Источники финансирования образовательных учреждений

Бюджетное финансирование - это предоставление в безвозвратном порядке юридическими лицами из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов.

Бюджетное финансирование является основным видом финансового обеспечения образовательных учреждений. Оно основано на определенных принципах и характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств [26, с. 235].

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования образовательных учреждений. К ним относится следующее:

. Целевое использование денежных средств - расходование средств на установленные заранее определенные цели;

. Безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства, ими непосредственно не возвращаются и не возмещаются;

. Плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

. Выделения средств по мере их расходования;

. Экономность - потребность правильно и рационально расходовать бюджетные средства [19, с. 64].

Следует добавить, что эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс.

При бюджетном финансировании при помощи ассигнований применяются два способа:

а) «Нетто-бюджет» - денежные средства в процессе финансирования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных бюджетом;

б) «Брутто-бюджет» - применяется для финансирования организаций, которые полностью находятся на бюджетном финансировании. Бюджетные средства предоставляются на все виды расходов.

Образование финансируется способом «брутто-бюджет». Выделяются ассигнования на содержание учебных заведений, выделяются средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам [23, с. 135].

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляется при помощи следующих форм бюджетного финансирования образовательных учреждений:

. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений - бюджетных средств, предусмотренных бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

. Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам - все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

. Трансферты населению, то есть бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

. Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам - бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов и на условиях долевого финансирования целевых расходов [10, с. 25].

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету.

Внебюджетные расходы государственного учреждения покрываются за счет средств учредителя, доходов от собственной деятельности и иных внебюджетных источников.

Рассмотрим подробнее финансирование за счет учредителя.

Основные документы, регулирующие ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, это договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» устав разрабатывается учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управления образовательным учреждением и другие правовые аспекты, является двусторонним актом. При оформлении договорных отношений по разделению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требуемый объем и характер работы, права создают условия для их выполнения, то ответственность приводит к возможности применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены. Устанавливаются минимальные нормы наполняемости для комплектования классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

Перейти на страницу: 1 2 3 4