wwwGreatFin
Большие финансы

Основные этапы бюджетного планирования. Формы и виды бюджетов

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.

В целом бюджетный процесс можно разделить на три этапа:

) Бюджетное планирование;

) Утверждение бюджета;

) Анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года.

При бюджетном планировании особое внимание уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.

На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр.

Можно выделить следующие основные этапы бюджетного планирования:

· постановка целей на бюджетный период;

· сбор информации для разработки бюджетного периода;

· анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета;

· оценка проекта бюджета и при необходимости его корректировка;

· утверждение бюджета.

Утвержденный бюджет рассматривается как руководство к действию.

В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования (бюджетного планирования) в организации :

) формирования финансовой структуры;

) создание структуры бюджетов;

) вычисление объёма продаж за плановый период;

) разработка регламента планирования;

) внедрение системы бюджетирования.[9]

Цель первого этапа (формирования финансовой структуры) - разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.

На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации, то есть правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

Четвертый этап направлен на разработку регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования) включает работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям.[10]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5