wwwGreatFin
Большие финансы

Анализ доходов и расходов бюджета в 2006 и 2009 гг. Прогнозы на будущее

Кроме внешних проблем, есть и внутренние. Вслед за волной роста производства, основанного на девальвационном шоке (2005-2005 года), в 2006-2009 годах экономика начала «пробуксовывать» - новых значимых стимулов для оживления экономики нет. Есть только мечтания о десятках миллиардов долларов инвестиций, которые свалятся на нас как манна небесная от неведомо чем вызванного сокращения оттока капитала.

Все выше перечисленное заставляет с настороженностью смотреть на проект бюджета 2008 года. Для бюджета подготовили два варианта прогноза. Один, под названием «реалистический» исходит из цены на нефть 18,5 долл. за баррель, другой - «оптимистический» - 23,5 долл. Самое интересное, что в СМИ и интернете появилось утверждение о том, что доходы правительство рассчитывает по оптимистическому варианту, доходы - по пессимистическому. Если это правда, то это очень странно - просто раздвоение сознания какое-то. Далее, в обоих прогнозах записано, что инфляция составит 11-13%. Это тоже непонятно. При 11% получаются одни цифры, при 13 - совсем другие.

Надо отметить, что и 11 % и 13 % - явно заниженный прогноз инфляции. Поскольку в 2006 году прирост потребительских цен составлял 20 процентов, а в 2009 году эта цифра была более 19 процентов, то и в 2008 году она должна быть не ниже 15 процентов. Но из этого следует, что доходы в бюджете-2008, как и в бюджете-2009, заведомо занижены: не учтен так называемый инфляционный налог (дороже товары - больше налоги). Специалисты Института экономики считают, что заниженная инфляция означает "сокрытие" дополнительных доходов на 50-60 млрд. рублей. Конечно же, тут никакая не ошибка правительства, а целенаправленная политика извлечения сверхплановых инфляционных доходов.

Доходы это конечно хорошо, но есть еще и инфляционные расходы. И самое неприятное это то, что доходы приходят завтра, а расходы требуются уже сегодня. В результате бюджетникам может не хватить ассигнований, чтобы заплатить за подорожавшие товары и услуги, хотя бы тем же энергетикам.

Кроме того, Минфин забрал у регионов часть налогов и льгот в пользу центра. Теперь финансы между центром и регионами распределяются не 50 на 50, как положено по Бюджетному кодексу, а 53 на 47. Губернаторам надо как-то выполнять доходы. Негласно им порекомендуют в первую очередь сократить расходы на ЖКХ. Таким образом, правительство достигает сразу двух целей - под видом жилищно-коммунальной реформы очень удобно сократить социальные расходы регионов.

Однако пока все негативные стороны бюджета 2008 находятся на уровне предположений, а на деле после консультации с лидерами думских фракций правительство в срочном порядке пересмотрело проект государственного бюджета на 2008 год. Доходы федерального бюджета были увеличены на 127,3 млрд. рублей, или примерно на 6 процентов. Из этих денег 51,8 млрд. рублей уйдет на увеличение профицита бюджета, еще столько же - на непроцентные расходы и 23,7 млрд. рублей - на увеличение доходов Пенсионного фонда. Из непроцентных расходов федерального бюджета нужно отметить следующее: 16,5 млрд. рублей планируется передать субъектам Федерации на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы в связи с изменением единой тарифной сетки. Это поможет избежать выше упомянутых неплатежей.

Причина внезапно проявившейся щедрости Минфина связана с произведенным Минэкономразвития уточнением прогноза социально-экономического развития страны на 2008 год. Последние данные Госкомстата позволяют говорить о том, что в этом году ВВП России вырастет примерно на 5,5 процента. Это и есть оптимистический сценарий, предусматривавший в свою очередь рост ВВП в 2008 году в объеме 4,3 процента.

Еще один положительный момент. Речь идет о неиспользованных остатках бюджетных средств на счетах федерального казначейства. Подразумеваются очень крупные денежные суммы: на 1 августа на счетах казначейства скопилось уже 100 млрд. рублей неиспользованных остатков, а по прогнозам к началу года сумма удвоится. Между прочим, этих денег вполне хватит для того, чтобы произвести все плановые выплаты в 2008 году, не прибегая к новым заимствованиям.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8