wwwGreatFin
Большие финансы

Методика формирования и анализа конечных финансовых результатов деятельности предприятия

В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Leverage (англ.) - действие рычага, система для достижения цели.

Суть операционного рычага состоит в следующем. Если сравнивать два предприятия, у которых при данном объеме выпуска продукции совокупные расходы одинаковы, то при его изменении прибыль будет в большей степени изменяться у той компании, у которой значительнее доля постоянных расходов.

Если ЭФР отражает в себе риски, связанные с заимствованием финансовых средств, то эффект операционного рычага отражает предпринимательские риски.

Данный эффект используется в интересах регулирования массы и динамики прибыли и определения «финансовой прочности» предприятия.

Рассматривая зависимости, связанные с затратами и их влиянием на прибыль, специалисты пришли к выводу о том, что смешанные затраты (постоянные + переменные) порождают феномен, который и называют собственно эффектом производственного (операционного) рычага (ЭОР): «любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли».

Рис. 1 - Графическая интерпретация порога рентабельности

Известно, что предпринимательская деятельность связана со многими факторами, влияющими на ее результат. Всех их можно разделить на две группы. Первая группа факторов связана с максимизацией прибыли за счет спроса и предложения, ценовой политики, рентабельности продукции, ее конкурентоспособности. Другая группа факторов связана с выявлением критических показателей по объему реализуемой продукции, наилучшим сочетанием предельной выручки и предельных затрат, с делением затрат на переменные и постоянные.

К переменным затратам, которые изменяются от изменения объема выпуска продукции, относятся сырье и материалы, топливо и энергия для технологических целей, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата основных производственных рабочих, освоение новых видов продукции и др. к постоянным (общефирменным) затратам - амортизационные отчисления, арендная плата, заработная плата административно-управленческого аппарата, проценты за кредит, командировочные расходы, расходы на рекламу и др.

Анализ производственных затрат позволяет определить их влияние на объем прибыли от реализации, но если к этим проблемам подойти глубже, то выясняется следующее:

. Такое деление помогает решить задачу увеличения массы прибыли за счет относительного сокращения тех или иных затрат;

. Позволяет искать наиболее оптимальное сочетание переменных и постоянных затрат, обеспечивающих прибавку прибыли;

. Позволяет судить об окупаемости затрат и финансовой устойчивости на случай ухудшения хозяйственной ситуации.

Критерием выбора наиболее рентабельной продукции могут служить следующие показатели:

. Валовая маржа на единицу продукции;

. Доля валовой маржи в цене единицы продукции;

. Валовая маржа на единицу ограниченного фактора.

Рассматривая поведение переменных и постоянных затрат, следует анализировать состав и структуру затрат на единицу продукции в определенном периоде времени и при определенном количестве продаж. Вот как характеризуется поведение постоянных и переменных затрат при изменении объема производства (сбыта).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6