wwwGreatFin
Большие финансы

Экономическая сущность прибыли и ее виды

Многоканальное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Анализ формирования прибыли отражен на рис. 1.

-

Различают следующие виды прибыли предприятия:

1) валовая прибыль;

2) прибыль от продаж;

) прибыль до налогообложения;

4) чистая прибыль;

5) нераспределенная прибыль.

Валовая прибыль - это разность между выручкой (нетто) и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль от продаж - это разность между валовой прибылью и суммой управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль до налогообложения - это результат после выплаты процентов кредиторам.

Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций прочих обязательных отчислений, за минусом сумм чрезвычайных доходов и расходов.

Нераспределенная прибыль - это та часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия после выплаты дивидендов [27, с. 57].

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности фирмы вместе с тем не означает его уникальности и универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию [18, с.43 ].

В процессе анализа необходимо изучить состав общей суммы прибыли, ее структуру, динамику и выполнения плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период [27, с. 57].

Объем реализации продукции может оказать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличении объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция окажется убыточной, то пи увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличиться доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает. Напротив, при увеличении низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Первым этапом факторного анализа прибыли от продаж является оценка суммы прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на ее уровень.

Перейти на страницу: 1 2 3